Пишет zajcev_ushastyj (zajcev-ushastyj.livejournal.com/)

 

В начале года мы совершали очередную велопробежку по городу. И занесло нас в самый центр, где улицы узкие и дома маленькие и тесно поставленные стена к стене. Там мы наткнулись на небольшой музейчик: дом в старостоличном стиле. В самом доме проводятся регулярно всякие небольшие выставки, в основном, местных товаров кустарного производства. А заодно можно посмотреть и устройство самого дома, основная конструкция которого не менялась несколько сотен лет.


Так что предлагаю вам полюбопытствовать как выглядел (a кое-где выглядит до сих пор) городской дом старой столицы.

читать дальше

 

 

Вот это - типичный вход в типичный же городской дом в Киото. Дом для семьи среднего достатка, тех, кого называли во времена правления Токугав "чёнин" или "мачинин" (町人, дословно - "горожанин".
Зайдем?

Сразу за входной дверью начинается генкан (прихожая). Пол - плотно утоптанная земля, иногда выложенная плитами или старой черепицей. Здесь надо снять обувь и тогда можно подняться на одну-две ступеньки наверх, в жилые уже комнаты. Справа вдоль жилых комнат идет крытая галерея, ведущая к "местам общего пользования", говоря по-советски, - кухня, ванна-туалет, кладовые. В галерее полы тоже земляные, а в комнатах, как несложно догадаться, - татами. Комнаты отделены от галереи раздвижными дверями, обычно деревянными.

 


Вид на генкан изнутри дома. Видны и наружные деревянные решетки, и вход в дом.

В самом генкане в тот день были выставлены небольшие экспозиции: саке местного производства и флейты.

 

Саке. Дегустацию тоже проводили, но мы, к сожалению, опоздали.

И флейты всякие:

 

Как довольно простые, так и очень богато украшенные и покрытые лаком и позолотой.

Вид от генкана в глубину дома.Такая вот одна длиииииинная комната, которая при желании легко делится на несколько отдельных раздвижными дверями-панелями фусума.

 

Справа видно ту самую галерею вдоль всей этой комнаты и дальше. А сама комната заканчивается типа верандой, открытой во внутренний садик дома. Сто лет назад веранда была совершенно открытой и только на ночь, зимой или в плохую погоду закрывалась раздвижными же деревянными "ставнями". Сейчас веранда застеклена.

За столиками всем желающим предлагалось поиграть в традиционные игры и игрушки.

 

 

Вот наши красотки потрошат предложенное. Карты, деревянные игрушки.

Для тех, кто уже умеет писать, разложены традиционные письменные принадлежности.

 

Можно красиво написать на полоске бумаги какое-нибудь новогоднее поздравление или просто иероглиф по теме. Напоминаю: дело происходило в самом начале января.

Готовые каракули:

 

Наша старшая рядом с собственноручно нарисованным иероглифом "тора" (тигр) в честь наступившего года Тигра.
Эту бумажку потом можно забрать домой, а можно и оставить музею на память.
За спиной у ребенки видна через стекло раздвижной двери кухня, расположенная в крытой галерее вдоль дома.

Вид на внутренний садик с веранды первого этажа.

 

Справа - просто скамеечка, посидеть теплым тихим вехером, полюбоваться. Белая стена напротив - складские помещения, типа амбара.

Лестница на второй этаж дома.

 

В этом доме лестница хитро замаскирована раздвижными панелями. Обычно же лестница открытая, под ней ставят ступенчатые же комодики для хранения одежды и/или небольшие шкафчики для всякой мелочевки.
Первый этаж - самый обитаемый. Тут обычно занимаются всякими делами и кушают. На втором этаже - только спят и отдыхают.

 

Тут, как видите, даже перильца никелированные имеются. Хотя обычно такие лестницы совсем без перил.
Окно выходит на улицу, потому застеклено матовым стеклом. В стародавние времена вместо стекол использовали плотную бумагу, иногда - с рисунком.

 

Вид на лестницу со второго уже этажа.

 

 

Эта ширмочка стоит прямо напротив лестницы, закрывает проход к стенному шкафу. Там, наверное, что-то личное хранится, чтоб любопытные не лазили.

Слева от ширмочки вывешены два кимоно и оби. Новогодние фурисодэ, кимоно с длинными рукавами для молодой девушки.

 

Кимоно мне нравятся, я их подробнее сняла.

 

 

Целиком.

И кусочек более крупно.

 

И второе.

 

 

В полный рост.

 

 

Отдельные подробности.

Оби в полную длину.

 

И отдельно - кусок из центра, с тиграми. В завязанном обычном узлом ("тайко" виде, этот кусок должен быть на узле сверху, самая заметная часть пояса и ансамбля в целом.

 

 

Красота, а?

Противоположная стена.

 

Тут тоже понаставлено всяких новогодних украшений.

Свиток в парадном углу.

 

Целиком.

И отдельно - сама картинка.

 

У меня не очень получилось передать цвета, они одновременно очень чистые и очень нежные.
Это вышивка. Костюмы театра Но.

А вот соседний "угол", заставленный всякими прочими новогодними сувенирами.

 

Чашки чайные с тиграми.

 

 

Веер с иероглифом "тора" и бамбуками и керамический тигр, который умеет качать головой.

 

 

Хагоита - деревянная "ракетка" для игры в древне-японский "бадминтон"-ханэтсуки. Игра до сих пор считается новогодним развлечением, хотя в наше время в нее мало кто играет, а хагоиты, в основом, используются в декоративных целях. Здесь вот сложная аппликация из шелка с подложкой для создния объемного эффекта.

 

 

Ну, и до кучи, напольная лампа в углу. Хоть и не новогодний сувенир, но тоже красивая.

 

 

В углу, где свиток и который ближе всего к "окну", выходящему во внутренний двор, стоит новогодняя же икэбана из сосновых веток.

 

 

Меня заинтересовала не столько эта простенькая икэбана, сколько окно, около которого она стоит. Первый раз вижу такое окошко в токонома (парадном углу). Обычно эта стена глухая.
А тут вон какая нарядная притолока.

 

 

Вид на "балкон" второго этажа. Сейчас здесь застеклено, а сто лет назад это окно закрывалось только бумажными сёдзи изнутри и деревянными панелями по краю "балкона" на ночь или в плохую погоду. Летом от прямых лучей солнца вывешивали занавески из тонкого бамбука "сударэ".

 

 

Вид с "балкона".

 

 

Внизу - зелень внутреннего дворика-садика, белое здание - склад-амбар, черепичные крыши справа - галерея первого этажа, кухня, ванная-туалет.

Потом мы вернулись на первый этаж и пошли обследовать "технические помещения".
Вид на кухню.

 

[

 

Кухня хоть и сохранила старинную планировку, изрядно осовременилась. Кафель вон везде, а еще газ и водопровод.

Но колодец остался. Хотя не знаю, действующий ли.


 

Печка-плита выглядит как и положено.

 

 

Заслонки очень красивые.

 

 

Мебеля кухонные старинные, с посудой.

 


Снято от плиты, которая справа. Хорошо видна вся галерея вплоть до самого выхода (там стоит кто-то).

 

Внутренний садик.

 

 

Это снято с той самой скамеечки в саду.

 

Вид на веранду первого этажа.

О-фуро, ванная.

 


Все забетонировано и даже ванна замурована в бетон. И водопровод уже имеется, ведрами воду таскать не надо.
Ванна железная, кстати. Вода нагревалась непосредственно в ванной (печка снизу, под полом, с доступом извне). Чтоб не обжечь пятки или еще какую нежную часть тушки, на дно клался деревянный круг.


Такая конструкция известна со времен Токугав и дожила аж до середины прошлого века, а кое-где и до сих пор жива.

 

 

Туалеты там не интересные, самые обычные, современные. Потому их снимать не стала.

Вид на галерею из маленького технического дворика.

 


В этом дворике можно сушить белье, чтоб оно никому не отсвечивало и не портило эстетику, и хранить всякий хлам, нужный и не очень. Велик вон тоже можно поставить, чтоб на улице не мешался.

Такие вот тут домики.